Двое бандитов Винсент Вега и Джулс Винфилд проводят время в философских беседах в перерыве между разборками и «решением проблем» с должниками своего криминального босса Марселласа Уоллеса. Параллельно разворачивается три истории.
В первой из них Винсент присматривает за женой Марселласа Мией и спасает ее от передозировки наркотиков. Во второй рассказывается о Бутче Кулидже, боксере, нанятом Уоллесом, чтобы сдать бой, но обманувшим его. Третья история объединяет первые две — в кафе парочка молодых неудачливых грабителей — Пампкин и Хани Бани делают попытку ограбления, но Джулс останавливает их.
Биг Кахуна — вымышленное название бургера. Впервые его можно услышать в «Бешеных псах». Также данный бургер упоминается в «От заката до рассвета».
На выходе «культовое кино» в полном и лучшем смысле термина, одно из самых-самых культовых. И получившее признание не только у рядового зрителя, но и у критиков. Породившее кучу клонов и подражателей. А еще получившее массу наград и номинаций, среди которых «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, Оскар за «Лучший сценарий» и многие другие. Много слов уже о нем сказано, много разборов и всевозможных анализов. Мне не хочется долго что-то расписывать и делать разбор: ведь на подробный не хватит и книги, а лишь хочу вкратце написать то, чем этот фильм нравится и чем, скорее всего, и заслужил себе статус культового и прочие.
Во-первых, сюжет и структура. Фильм состоит из трех новелл, каждая из которых интересна и любопытна по-своему. Но вдобавок они и между собой имеют причинно-следственные связи, только хронологически выстроены «неправильно». И в каждой новелле основная соль, как и в других фильмах режиссера, в диалогах, порой простых и «ниочемных», но только на первый взгляд: среди них и важные для развития и соединения сюжета слова, и остроумные шутки, и сатира и пародия на многое, и цитаты и отсылки к различным произведениям кино и другого искусства. Да и сами диалоги уже разобраны на цитаты, порой целиком. Также и сцены с этими диалогами оригинально и качественно сняты и поставлены, запоминаются и цитируются в других фильмах.
Во-вторых, актерский состав. Колоритные персонажи и не менее любопытны актеры, исполнившие их роли. Джон Траволта, в то время слегка подзабытый и находящийся в тени, его запоминающаяся роль Винсента Веги в «чтиве» стала возвращением в первые ряды. Колоритный Сэмюэл Л. Джексон в любопытном парике с интересной ролью киллера, цитирующего перед убийствами книги пророка Иезекиля. Муза Квентина Тарантино Ума Турман, «Крепкий орешек» Брюс Уиллис, Харви Кейтель в роли харизматичного и колоритного мистера Вольфа, человека, который решает все проблемы. А еще Тим Рот, Аманда Пламмер, Винг Реймс, а также Кристофер Уокен и Стив Бушеми в эпизодических ролях и сам Квентин Тарантино. Целая куча актеров, сыгравшая как минимум достойно, слаженно и создавшая запоминающиеся образы, без которых сложно представить фильм.
В-третьих, музыкальное сопровождение. Само по себе культовое и можно сказать в каком-то роде «классическое». Оно также великолепно подходит к фильму, сочетается с эпизодами, дополняет их, запоминается и порой становится неотделимой от визуального ряда. Здесь уже можно сказать и классика: «Let`s Stay Together» Эла Грина, «Lonesome Town» Рики Нельсона и «You Never Can Tell» Чака Берри. И сильно запоминающиеся: динамичная в начале фильма Dick Dale — Misirlou и более спокойная в концовке The Lively Ones — Surf Rider и еще как минимум Urge Overkill — Girl, You'll Be A Woman Soon звучащая в запоминающемся эпизоде с танцем Турман и монологом Траволты. Но и остальные композиции не менее любопытны и хороши.
В итоге, повторюсь: «культовое кино» в полном смысле термина, одно из самых-самых культовых. Получившее признание во всем мире и, по крайне мере, нравящееся мне. У меня все.
10 из 10
-------------------------------------------------------------------------------------
Сегодня я посмотрела ещё один фильм моего любимого Квентина Тарантино.
Знаете, странно, что некоторые находят творчество этого режиссёра извращенным, а фильмы — чересчур жёсткими и жестокими. Да, в них много крови, мата, убийств и всего прочего, но они же чертовски классные! И я не считаю себя извращенкой, если я по ним тащусь.
«Криминальное чтиво» — фильм, что надо. Отожгли парни.
Жестокий, опасный и вместе с тем притягательный мир криминала — атмосфера этого мира передана Тарантино блестяще. Я смотрела на всё происходящее завороженными глазами и понимала, что показывают по сути плохие страшные вещи… Но мне нравилось смотреть, как при этом ведут себя бандиты. Как они изящно и порой не очень убивают, что говорят и что чувствуют. Их нельзя назвать моральными уродами. Взять того же Джулса, его убеждения и веру в бога. И при этом парадокс — он верит в бога, у него есть какие-никакие моральные принципы, и при этом это крутой гангстер, обвешанный золотом, убийца. Это меня поразило.
Всё было на высшем уровне сделано.
Можно было почувствовать себя настоящим «грёбаным» гангстером. «Нигером». Забавно они употребляли это словечко.
Самая зажигательная и сексуальная сцена — это рок-н-ролльный отжиг Винсента и Мии на сцене под Чака Берри. Я так думаю.
Столько разных прикольных деталей, которые запали. Показ крупным планом, как Вега колет себе героин, как кровь проникает в эту пробирку и растворяется… Это жутко и красиво.
Вега! Вега вообще меня потряс. Он самые крутой парень за всю историю кинематографа, потому что он не супермен какой-нибудь, не нелепый Том Круз из «Миссия Невыполнима», а реальный крутой парень, который знает, что делает. Который может вырулить из любой чертовски трудной ситуации (передоз Мии). Который силён внешне и внутренне (нашёл в себе силы устоять перед чарами Мии). Я видела Джона Траволту в более поздних его фильмах, где он, простите, жирный, как кабан. Но в «Чтиве» он показался мне чуть ли не самым сексуальным парнем на планете!!! Я была и есть поражена его внешними данными и манерой держаться.
И ещё, возвращаясь к Тощему Зайцу, хочу сказать, что очень у меня улыбнула, как сейчас модно говорить, сцена в «машине», когда Миа и Джулс не могли найти тему для разговора, молчали, и он сказала так искренне, что-то вроде: «Молчание бывает неловким. Только между близкими людьми ненапряжно, когда молчишь. Давай я пока выйду в туалет, попудрю носик, а ты пока подумай над темой для разговора, и чтобы я пришла, и она была». Вот молодец девочка! Надо так всегда делать на свиданиях, только вот кокаина у меня не бывает при себе…!
Отдельно о монтаже. О гениальном монтаже. Я не буду его описывать, кто смотрел, тот сам знает. Я лично в первый раз смотрела фильм, так интересно и необычно смонтированный. И знаете, что меня всех больше порадовало? Что фильм кончается, а Винсент Вега ещё пока жив! В том измерении.
Отжёг Брюс Уиллис и его француженка. «Поцелуй меня там…» «А ты меня там…» «Ты первый…» Это всё было очень мило. И как он попёрся за часами! Ну просто настоящим мужик!
Не могу не сказать про небольшую, но очень забавную роль Тарантино. Такой паренёк милый, Джимми, и кипешевал так…! «Я не хочу разводиться со своей грёбаной женой! Так что валите отсюда!» Так сердился чувак.
Мда. Паршивая, наверное, рецензия. Просто чувства так и прут!
Только жаль, что у Вега и у Мии ничего не получилось. Поцеловались бы что ли…
10 из 10
-------------------------------------------------------------------------------------
Фильм, который победил время! Совсем не важно, в каком году смотреть этот фильм, ведь он мчится сквозь года со скоростью света. Пересмотрел его, наверное, раз 20, и каждый раз заученная наизусть реплика звучит по-новому. Тарантино не сможет снимать плохого кино, даже если очень захочет. Его фильмы, всё равно, обожают, даже если они не оправдываются в кассовых сборах. Живая классика. Двухчасовой памятник кинематографу.
10 из 10